Пятница, 26.04.2024, 13:01
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость


Меню сайта
Интересно
Интересно
интересно
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Книги
интересно
интересно
Поиск
Главная » Статьи » Аудио » Динамики и сабвуферы

Спектр музыкального сигнала (часть 4)

Спектр музыкального сигнала

Какой он на самом деле?

Некто Джеймс Бойк из Калифорнийского технологического института проводил исследование на тему «Есть ли жизнь выше 20 кГц?». Ну, во-первых, он выяснил, что есть, но это сейчас нам как-то не в тему. Но параллельно он установил на некоторых, типичных, по его заключению, фонограммах, каково распределение по спектру мощностных требований и ограничений, если измерять СРЕДНЮЮ и ПИКОВУЮ мощности сигнала. Ведь действительно, пиковый характер музыкальных записей наиболее ярко выражается именно на верхних, наиболее «скоростных» частотах. Вот что у братца Джеймса получилось. Он взял три записи и два кроссовера. Записи принадлежат перу певицы по имени Diana Krall, группы Talking Heads и нашего соотечественника Дмитрия Шостаковича. А кроссоверы для опыта были взяты трехполосные, с частотами раздела НЧ/СЧ 300 Гц, СЧ/ВЧ – 3000 Гц или первого порядка (с характеристикой Баттерворта, там другой и не получается) или же – четвертого, с характеристикой Линквица – Райли. Во всех случаях мощность сигнала измерялась прямо и непосредственно на зажимах соответствующих полосных излучателей. Типа – что есть, то и есть.

Вот какое распределение мощностей по полосам он получил, когда речь шла о средних (RMS) мощностях:

Любо-дорого, все по науке, просто радость аспиранта. Если применяются фильтры с большой крутизной, когда на динамик попадает только ему присущая полоса частот, и ничего постороннего, получается прямо по кривым на графиках, уже вам знакомых. Единицы процентов мощности. При фильтрах с малой крутизной, первого порядка, понятное дело – побольше, но тоже не бог весть сколько. На нижних частотах опять все по науке. Симфонисты (третий столбец) перетрудиться басовым динамикам не дают, рокеры-попсовики – подбрасывают работенку. Обратите внимание: сумма процентов мощности не всегда складывается в 100 процентов, поскольку таково свойство фильтров с равномерной АЧХ, там мощность распределяется не поровну.

Посмотрим теперь, что происходит, если измерять пиковые значения мощности.

Вот вам, и будьте любезны! Ни в чем противоправном не замеченная, Дайана Кролл при измерениях по пиковой шкале показала, что на ВЧ-полосу (выше 3 кГц) временами приходится больше 50% мощности. Так что принятая и очень комфортная для конструкторов аудиоаппаратуры школа маломощных ВЧ-каналов при многополосном усилении современных записей с большой динамикой может дать сбой и явно выиграет от критического взгляда. Практическая рекомендация: пиковую мощность ВЧ-канала многополосной системы при достаточно низкой частоте раздела СЧ/ВЧ (типа 3 кГц, ниже у нас уже не бывает) надо выбирать одного порядка с мощностью СЧ-канала.

Комфортная школа маломощных ВЧ-каналов мало приспособлена к современным записям с большой динамикой.

Спектр удара в цимбалы. Он – куда шире, чем можно было бы предполагать.

А насколько далеко и насколько энергично проникают музыкальные инструменты в верхнечастотную область? Не вдаваясь в ситуацию выше 20 кГц, куда уж там, ограничимся тем, что творится в привычном нам звуковом диапазоне. Вот, например, академические оркестровые цимбалы. Кто последний раз в консерватории был никогда, поясним: цимбалы – это тарелки, которые музыкант держит в руках (с помощью петель на тыльной стороне тарелок) и по сигналу дирижера шарашит ими друг об дружку, придавая драматизм исполнению произведения в соответствии с замыслом автора. Звучат цимбалы, с точки зрения спектра частот – вот так, как на графике.

Забавно, конечно, что немало энергии этих, казалось бы, очень даже высокочастотных ударных инструментов, сосредоточено на средних частотах, вплоть до 200 Гц. Главный вклад трудяги-стукача в общий спектр – выше 2 кГц, при этом даже на верхней границе нашей зоны внимания, на 20 кГц – амплитуды – будьте любезны. И все же, такой инструмент будет в ЛЮБОЙ аудиосистеме воспроизводиться как минимум двумя динамиками в каждом канале.

Категория: Динамики и сабвуферы | Добавил: Richard0066 (31.03.2011)
Просмотров: 819
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Радио №12 (2009)Радиоконструктор №1 (2009)Ассемблер на примерахDjango. Разработка веб-приложений на PythonРадиоконструктор №3 (2009)Ремонт и Сервис архив (2004)Радиоконструктор №10 (2009)Радиоконструктор №9 (2010)Наиболее эффективное использование C++Ремонт и Сервис архив (2006)VBA и программирование в MS Office для пользователейPractical Web 2.0 Applications with PHPРадиолюбитель №12 (2009)128 советов начинающему программистуМаркировка электронных компонентов для поверхностного монтажа (SMD)Конденсаторы - Условные графические обозначения конденсаторовСхемотехника архив (2003)Интегральные микросхемыРадио №4 (2009)Альманах программиста. Том 2. Microsoft ASP.NET. Web-сервисы. Web-приложенияРадиоконструктор (2001)Радиоаматор №7-№8 (2009)Delphi 2005. Учимся программироватьPHP в примерахЧеловеческий фактор в программированииТехнологии программирования C++Радиолюбитель №10 (2008)Радиолюбитель архив (2001)Visual C++. Разработка Windows-приложений с помощью MFC и API-функцийОсновы программированияРадиолюбитель №6 (2009)Программирование в Delphi 7Радиоаматор №3 (2008)Примочки программирования в WebDelphi 2006. Справочное пособие. Язык Delphi, классы, функции Win32 и .NETjQuery. Подробное руководство по продвинутому JavaScriptОсновы современных алгоритмов. 2-е изданиеРадиоконструктор №2 (2010)Радиолюбитель №1 (2010)C/C++ в задачах и примерахПрограммирование мобильных устройств на платформе .NET Compact FrameWorkОсновы программирования в Delphi 8Радиоаматор №8 (2008)SQL Сборник рецептовПрограммирование для Microsoft Windows на Microsoft Visual Basic .NET. Том 1Конструкции и технологии в помощь любителям электроникиРадиоконструктор №11 (2009)Радиоконструктор №11 (2010)Радиоаматор №11 (2009)Delphi. Готовые алгоритмы