Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Фильтр переменной крутизны
Фильтр переменной крутизны
Допустим невероятное - что все дефекты АЧХ побеждены выбранными
компонентами и тщательной установкой и остался только неистребимый
резонанс. Даже при использовании самых высококачественных компонентов
решить эту проблему непросто. Первый и самый очевидный способ - разнести
частоты раздела полос сабвуфера и остальной акустики. В этом случае
сабвуфер воспроизводит частоты ниже 120 Гц, а остальная акустика - выше
180 Гц. Эти цифры приблизительные и зависят от размеров салона и
особенностей конкретной установки. Поскольку в серьезных установках
используются кроссоверы как минимум второго порядка, спады частотной
характеристики получаются достаточно крутыми, а разнос полос -
небольшим. В результате сабвуферу приходится воспроизводить широкую
полосу частот и во всей красе встает проблема "заднего" баса. Хвост
вытащили, грива увязла…
Выход нашелся там, где его не искали, но начинать придется издалека - со
схемотехники. Усилители бюджетных серий, чтобы не отставать по
оснащению от "старших братьев", давно перешли от фиксированной частоты
среза встроенного кроссовера к плавной перестройке. Отличие только в
одном - на переменных резисторах там экономят. Для перестройки фильтра
второго порядка в стереофоническом варианте нужен четырехсекционный
переменный резистор с хорошим согласованием сопротивлений, а в некоторых
случаях - еще и с различным сопротивлением секций. Вещь если не
заказная, то, как минимум, не ширпотребовская. Поэтому стали применять
обычные двухсекционные, соответственно переработав схему фильтров.
Так на арену вышли фильтры переменной крутизны, в которых
перестраивается только одно его звено. Вслед за бюджетными усилителями
такие фильтры появились и в моделях среднего класса. В качестве примера -
фрагмент схемы встроенного кроссовера усилителя Hifonics Mercury
(рис.1).
Схема проста - пассивный ФВЧ первого порядка, перестраиваемый по
диапазону и в дополнение к нему - активный фильтр второго порядка,
настроенный на крайнюю частоту диапазона, то есть в сумме - фильтр
третьего порядка. Но в отличие от классического варианта при изменении
частоты среза меняется и форма АЧХ фильтра. На первый взгляд -
недостаток, отступление от канонов. Но если подойти диалектически -
достоинства есть продолжение недостатков. Посмотрим на АЧХ (рис.2).
На графике черным цветом показана АЧХ сабвуферного канала с частотой
среза 80 Гц и АЧХ ФВЧ в двух крайних положениях регулятора. А синим -
результирующая АЧХ в одном из его промежуточных положений. Результат
налицо - в интересующей нас области около 150 Гц появился провал нужной
величины. Полоса частот сабвуфера при этом осталась в разумных границах и
о "заднем" басе беспокоиться не нужно. И волки сыты, и овцы целы. Кроме
того, в зоне работы звена первого порядка фазочастотная характеристика
гораздо пристойнее, чем у классического фильтра третьего порядка.
Если посмотреть в результаты тестов различных изданий, подобные АЧХ
можно обнаружить у большинства современных кроссоверов и усилителей
нижней и средней ценовой категории. Вывод однозначен даже без вскрытия -
в их конструкции использованы фильтры переменной крутизны. Вот пример
того, как упрощение конструкции повысило ее качественные показатели и
расширило область применения. Однако возможности коррекции при помощи
такого метода ограничены, поэтому говорить о вымирании эквалайзеров пока
рано.
|
Категория: Регуляторы тембра, громкости | Добавил: Richard0066 (09.05.2011)
|
Просмотров: 937
|