Среда, 02.07.2025, 16:03
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость


Меню сайта
Интересно
Интересно
интересно
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Книги
интересно
интересно
Поиск
Главная » Статьи » Аудио » Динамики и сабвуферы

Спектр музыкального сигнала (часть 5)

Спектр музыкального сигнала

Какой он на самом деле?


Удар в бубен при воспроизведении станет ударом по пищалке. Совершенно не опасным даже при большой мощности.

А есть ли музыкальные инструменты, которые воспроизводятся только пищалками? Мы поискали у себя по сусекам и нашли. Вот спектрограмма обыкновенного, совершенно не академического бубна.

Здесь как раз в любой системе вся нагрузка упадет на пищалку, ведь ниже 5 кГц амплитуда сигнала падает просто стремительно. А фатальными для ВЧ-излучателей обычно оказываются как раз большие уровни сигнала на относительно низких (для пищалок) частотах, вблизи частоты их резонанса. Экспериментаторам на заметку: ударные ударным рознь.

Такова ситуация на верхах. А низы?

Низы не хотят

Внимательный читатель (вот вы, например) заметил, как интересно сложились отношения у стандартной кривой спектрального состава имени германского стандарта DIN. На нижних частотах реальность отличается от стандарта, как жизнь от литературы. То есть – жестче. АЧХ реальной музыкальной деятельности гордо возвышается над скучным немецким стандартом. Но не все время, а только до примерно 40 – 50 Гц. А ниже амплитуды быстро тушуется, норовя спрятаться ниже отметки -20 дБ. Как же так, где бунтарский дух, где дикие, невозможные, сладостные супернизы, типа там 20 герц, или, ладно уж, 25? Да нету их в НОРМАЛЬНОЙ музыке. Нету и все. И это мы сейчас беремся доказать.

Соло на контрабасе: бас, оказывается, не такой уж «контра»...

Первое доказательство того, что в реальных музыкальных фонограммах нет серьезных по уровню составляющих с частотами ниже 40 – 50 Гц – уже виденный вами усредненный график. Но статистика, в смысле усреднение – дело, родственное биржевым спекуляциям, поэтому постараемся быть поконкретнее. Какой вам показать басовый инструмент, записанный отдельно от других, чтобы звучал прямо-таки на инфразвуке? Ну или хотя бы на границе звукового диапазона, на 20 Гц? Ведь правила соревнований по автозвуку требуют равномерности АЧХ начиная с 20 Гц. Шаг вверх, шаг вниз – попытка к поражению.

Вот возьмем контрабас. Смотрим внимательно на спектр частот, производимых путем игры некоего талантливого чернокожего музыканта на крупнейшем басовом струнном. Смотрим и убеждаемся: при всех стараниях чернокожего таланта частот ниже 60 Гц – негусто. Максимум спектральной плотности приходится на 100 Гц, по нашей классификации – типичный диапазон мидбасов. Сабвуфер при исполнении этого соло почти что в отпуске.

Спектр удара в басовый барабан: максимум амплитуды приходится на 40 Гц.

Не убеждает? Ну и правильно. Контрабас это что, есть еще басовый барабан, по которому либо взмокший и голый по пояс лабух, либо облаченный во фрачную пару оркестрант как хрястнут, и...

... и получат максимум амплитуды спектра на 40 Гц. А ниже все падает по-прежнему стремительно, и к отметке 20 Гц, столь священной для некоторых, от звучания самого грозного басового инструмента остаются рожки да ножки.

Ну что еще вам показать? Хотите – знаменитые японские барабаны Kodo, самый большой из которых весит четыре центнера? Вот спектр их звучания, записанный, чтобы на было разговоров, самой что ни на есть компетентной в таких делах компанией – Sheffield. От нуля пишут, как есть.

Результат внимательного и вдумчивого (ну, мы же вас знаем не первый год) изучения спектрограммы: максимум – на 60 Гц, граница информативного баса – 30 Гц. Все, что ниже – мелкие дребезги.

Даже огромные японские барабаны Kodo бьют в основном в полосе 40 – 60 Гц.

Есть еще китайцы, куда же без них. Они тоже, еще при Желтом Предке (тамошнем Царе Горохе) придумали супербарабаны. Потом эти супербарабаны записала для своих нужд суперкомпания по супер-хай-энду Burmester. На графике слева – спектр всех этих суперов.

Кули одолели самураев, существенная энергия спектра звучания их громоподобного ударного инструмента простирается до 30 Гц. Но как бы – не более (вернее, не менее) того.

Довольно стукачей, они надежд не оправдывают. Есть еще претенденты на басовые лавры. Вспомним впечатляющие пассажи на клавишах кафедрального органа: кого они оставляют равнодушным, тому, значит, в детстве прививку от басов сделали...

Для остальных, не привитых, спектр классического исполнения токкаты ре-минор Баха, произведения общепризнанно культового как в музыкальном отношении, так и в звуковом (что не одно и то же, это понятно).

Китайский вариант басовых барабанов. Уже ниже, но те так, как можно было подумать.

Токката ре-минор Баха: образец глубоко басовой записи.

Культовость, как оказалось – вполне реальная и в смысле спектрального состава. Играемые кафедральным органом ноты действительно простираются до границ слышимости, хотя, надо признать, там их амплитуда – не сногсшибательная. Мы не случайно дополнили этот график кривой стандартного спектра по «старой» схеме МЭК. В пределах ответственности стандарта (до 50 Гц) очень похоже, согласитесь. Но ниже 50 Гц амплитуды вовсе не спешат падать, оставаясь невеликими, но заметными до инфразвуковых частот.

Категория: Динамики и сабвуферы | Добавил: Richard0066 (30.03.2011)
Просмотров: 994
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Системы тепловиденияСтрочные трансформаторы зарубежных телевизоров и их аналоги. СправочникОптические интерфейсы цифровых коммутационных станций и сети доступаВ помощь радиолюбителю. Выпуск 8Телевизионные приемники на основе шасси 11АК20, 11АК30, 11АК36, РТ-92Слесарно-сборочные работы в производстве радиоаппаратуры и приборовРадиоконструктор №2 (2009)Visual Basic .NET. Разработка приложенийСветомузыкальные инструментыМастерская радиолюбителяПрограммируемые логические ИМС на КМОП-структурах и их применениеРадио №9 (2010)Цифровые устройстваИнтерфейс RS232. Связь между компьютером и микроконтроллером. От DOS к Windows 98/XPОбъектно-ориентированное моделирование на C++Любительские громкоговорители -3Цифровая электроника на персональном компьютереРадиосхема №2 (2008)Аналоговая электроника. Основы, расчет, моделированиеРева О.Н. JavaScript в карманеИмпульсные источники питанияЦифровые устройства на интегральных микросхемахЧеловеческий фактор в программированииЭнциклопедия 3ds max 6Радиолюбитель №11 (2008)Linux и UNIX: программирование в shellРадиомир архив 2008C/C++ и MS Visual C++ 2008 для начинающихНестандартные приемы програмирования на DELPHIТехнология Java. Наиболее полное руководствоРадиоконструктор №5 (2009)Программирование баз данных в Delphi 7C# 2008. СамоучительМикроконтроллеры AVR. Практикум для начинающихРадиоаматор №4 (2008)Микроконтроллеры MSP430. Первое знакомствоСхемотехника архив (2002)Новейшие датчикиОсновы радиоэлектроники и связиРадио №7 (2009)С++. Сборник рецептовРазработка клиентских веб-приложений на платформе Microsoft .Net Framework (+ CD-ROM)В помощь радиолюбителю. Выпуск 10Доминик Байер. Microsoft ASP .NETРадиоаматор №10 (2009)Радиосхема №1 (2010)Программирование на аппаратном уровне: специальный справочник (+дискета)Источники питания. Расчет и конструированияТелевизоры Пензенского радиозавода. Справочное пособиеМикроэлектронные устройства для обработки непрерывной информации